Инсульт – это поражение участков головного мозга, которое протекает без кровоизлияния (ишемический инсульт) или с кровоизлиянием (геморрагический инсульт). После инсульта от 15 до 30% людей имеют выраженную инвалидность, около 40% - умеренную инвалидность. Зачастую мозговая катастрофа приводит к нарушениям не только двигательной активности, но и речи, а иногда к полному распаду речевой функции. Ведение пациентов, перенёсших инсульт, представляет актуальную проблему неврологии и логопедии. С такими больными работает логопед афазиолог.
Если у человека возникла лицевая асимметрия, появились проблемы с дикцией, он недостаточно чётко проговаривает слова – значит, у него дизартрия – расстройство произносительной речи, связанное с поражением нервной системы и первичным параличом мышц артикуляционного аппарата. Если у больного нарушено понимание и формулирование собственной речи, а также чтение и письмо, значит, у него афазия – системное расстройство уже сформировавшейся речи, вызванное локальными органическими повреждениями коры больших полушарий головного мозга. К концу острого периода инсульта афазия наблюдается у 35% больных, дизартрия – у 13% пациентов. Афатические расстройства чаще возникают у женщин.
Различают следующие формы афазий в зависимости от очага поражения и пострадавшего механизма:
В острой стадии инсульта у пациентов практически всегда имеется смесь двух-трёх нарушенных механизмов, один из которых преобладает и определяет тяжесть дефекта.
Восстановление нарушения речи после инсульта включает в себя длительную консервативную терапию. Пациенту назначаются препараты для коррекции афазий с действующим веществом мемантин.
Пытаться растормозить и вызывать речь у больного необходимо ещё в больнице. Занятия с логопедом обычно начинаются после выписки, когда общее состояние человека стабилизировалось и появился контакт с врачом.
Ведение пациента во время лечения подразумевает использование современных технологий для внешнего воздействия на речевую мускулатуру, а также выполнение упражнений для тренировки речевого аппарата, включающие в себя:
К выбору средств восстановления речи следует подходить дифференцировано в зависимости от формы афазии, а также степени тяжести её проявлений.
Функциональный дефект речи у большинства пациентов к моменту выписки во многом зависит от того, как их ведут во время лечения. Исход афазии более управляем и зависим от врачебной тактики, чем, к примеру, состояние двигательного дефекта. Вероятность реабилитации и восстановления речи после инсульта тем выше, чем больше времени уделяется практическим занятиям. При этом сложность упражнений не играет такой роли, как их частота и длительность. В нашем доме престарелых вы сможете получить полный комплекс лечения для таких пациентов.